События

Под Малоярославцем нашли обломки трех самолетов времен Великой Отечественной войны

10.11.2017

Места крушения обследовали поисковики во время семинара организаторов авиационного поиска «Небо Родины». Его задача – показать начинающим авиа-поисковикам, как системная работа на местности помогает установить судьбу самолета даже в том случае, когда поиск в районе крушения уже проводился, но оказался безрезультатным.

Специалисты работают в районе села Ильинского. Казалось, здесь всё уже исследовано, однако поисковики не теряют надежды найти детали, которые помогут определить масштаб трагедии и установить имена лётчиков. На семинар «Небо Родины» приехали авиа-поисковики со всей России.

Сергей Катков, член экспертного совета по авиации поискового движения России:

Суть проекта – в установлении и уверенной идентификации мест падения самолётов, могил неизвестных лётчиков, мы от краеведов узнаём истории, легенды. По документам архивным министерства обороны проводим архивную работу. На местах боёв, местах падений самолётов пытаемся найти идентификационные номера, чтобы уже доказать, что этот самолёт, именно этот экипаж погиб на нём.

Это место было обнаружено Наро-Фоминскими поисковиками более четырёх лет назад. Они начали раскопки. К работе присоединился местный отряд «Беспокойные сердца».

Елена Борисова, командир поискового отряда «Беспокойные сердца», Малоярославецкий район:

Они начали раскапывать воронку. Нашли несколько останков бойцов, лётчиков. Поставили тут табличку памятную, ну а мы продолжили летом 2013 года с ребятами со своими, девчонками и мальчишками, расчищать это место. Ну мы ещё там несколько останков нашли и мелкие детали самолёта.

Тогда были найдены останки двух членов экипажа самолёта ДБ-3. Этот дальний бомбардировщик не вернулся из боя в начале войны: на нем штурмовали вражеские войска, идущие на Москву. Самолёт по техническим характеристикам уступал немецким истребителям и становился для них легкой добычей.

По словам поисковиков, потери под Малоярославцем были колоссальные. Сотни самолётов были сбиты на этом направлении. Но сейчас найти что-либо трудно. После войны местные жители разбирали самолёты на металлолом.

Сергей Хромылёв, глава администрации СП «Село Ильинское»:

После войны были года голодные, и очень много деталей, металла ушло на металлолом, кто уводил крылья на крыши. К сожалению, сейчас только маленькие останки.

В тот день поисковики зачистили большой участок леса вокруг воронки от самолёта. Примерно в 25 метрах от неё найдена парашютная система, советские монеты и ещё три фрагмента костных останков. Парашют застёгнут. Это говорит о том, что лётчик им не воспользовался. К сожалению, номерных деталей, которые могли бы помочь установить судьбы летчиков, найти пока не удалось.

Поисковики провели раскопки и в районе падения самолета Пе-2, экипаж которого не могли опознать уже около 10 лет. Но теперь месте был найден заводской номер самолета, который поможет в установлении имён летчиков.

По словам главы сельской администрации, вокруг Ильинского постоянно идут раскопки. В основном поднимают останки бойцов, техники удаётся найти немного, и тем заметнее в глазах поисковиков жажда открытий.

Сергей Хромылёв, глава администрации СП «Село Ильинское»:

В глазах у них прям есть искорка, как они стремятся найти какую-нибудь зацепку, какой-то номер для того, чтобы понять, что это за техника, и кто им управлял. Я думаю, для нас это немаловажно, потому что мы ведём наш фестиваль «Дорога памяти», на котором хочется рассказывать о таких вещах, хочется продвигать историю, уточнять её.

Кроме того, специалисты провели разведку на месте падения ещё одного самолёта Пе-2. В первые же минуты раскопок нашли детали, позволившие установить марку самолёта. А на отмытом от болотной грязи куске дюралевой обшивки прочитался его номер. Поисковики установили имена членов экипажа и дату гибели – 12 октября 41-го года. Имена лётчиков пока не сообщают, ведь останки их ещё не подняты. Работы на месте гибели советских самолётов будут продолжены.